пятница, 6 июля 2018 г.

Пенсия по старости: Имеют ли будущее негосударственные пенсионные фонды

"Мы с экспертами разработали "дорожную карту", которая позволит сразу после принятия реформы солидарной системы перейти к формированию накопительной системы", - премьер-министр Украины Гройсман.
Хотим мы это замечать, или не хотим, но реформы грядут не шуточные. И тем, кому сейчас меньше 35 лет стоит серьезно об этом подумать, чтобы потом не пытаться укусить себя за локоть, когда придет время "П".
Понятно, что будущие пенсионеры не испытывают излишнего энтузиазма по этому поводу. Те из 35-летних, которым подобная схема придется не по душе, возможно, пополнят армию гастарбайтеров или трудовых "заробитчан". Но всех "забугрье" не примет. Оставшиеся же будут вынуждены играть по новым правилам.
И здесь основная опасность заключается не только в том, что вкладчики могут остаться без вкладов. Беда номер один связана с инфляцией, способной помножить на ноль любые накопления. Те, кто постарше, как, например я, хорошо помнят, как это было в 90-х, как люди, становясь миллионерами вели полуголодную жизнь.
Пока работает солидарная система будущие пенсионеры, делая отчисления со свое зарплаты, обеспечивают выплату нынешним. И так далее. Будущие пенсионеры становятся нынешними, а на их место приходят новые будущие пенсионеры. Поэтому идет хоть какая-то индексация пенсий, привязка их к каким то реальным цифрам.
Накопительная система - это то что накопил лично, то и есть на твоем пенсионном счету. Накопил, например 500000,00 грн. А тут бац, курс доллара прыгнул в три раза и у тебя уже реально осталось всего 170 тыс.грн. Вот как-то так. Поэтому думайте, что можно предпринять.
Но, как говорится в народе, собака лает, а караван идет. Правительство Гройсмана продолжает продвигать пенсионную реформу (или то, что понимают под "реформой"), и, согласно законопроекту, который в данный момент дорабатывают, уже с 1 января 2019 года в Украине полноценно заработает накопительная пенсионная система. Что она предполагает? Прежде всего то, что украинцы младше 35 лет будут обязаны копить на пенсию уже со следующего года. Первый год будет взиматься 2% от зарплаты, но взнос будет расти на 1% ежегодно, пока не достигнет 7%. Для тех, кто старше 35 лет, участие в накопительной системе будет добровольным. Еще одно новшество – систему накопления на пенсию будут обеспечивать негосударственные фонды.Вот с этого момента хотелось бы, что называется, поговорить поподробнее. Каков украинский рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ)? Прежде всего он довольно скромен. Пару лет тому лицензию администратора НПФ имели 23 юрлица, при этом 20 пенсионных фондов управляли активами в 2 млрд грн. Эта цифра могла бы быть существенно больше, если бы с 2009 года интерес к НПФам в Украине не начал резко снижаться, что было связано с началом финансового кризиса и обвалом фондового рынка. В Украине не стало как больших фондов, так и активов, в которые можно было бы инвестировать.
После финансового кризиса 2008-2009 годов рынок негосударственного пенсионного обеспечения в Украине впал в анабиоз — стоимость активов в управлении росла, однако новых взносов практически не было. Основным способом получить новых клиентов была покупка фондов. Почему же дела с НПФ обстоят так плохо, ведь во многих наших бедах мы привыкли обвинять монополистов, а кем же, как не монополистом является государственный Пенсионный фонд?
Дело, конечно же, не в одних лишь финансовых кризисах. Особых перспектив у НПФов без роста экономики и проведения полноценной пенсионной реформы не будет никогда. Еще один важный момент — это регулирование деятельности компаний по управлению активами. Скандалы, связанные с махинациями на рынке ценных бумаг, появляются с завидным постоянством. Вкладчики не то, что заработать на пенсию, иногда даже вернуть свои деньги не могут. При этом две комиссии, занимающиеся надзором за этим рынком, а именно – Нацкомфинуслуг и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) – занимаются откровенным пинг-понгом, перебрасывая ответственность друг на друга.
Если раньше регулирование деятельности НПФ находилось в ведении Нацкомфинуслуг, то затеянная в этой сфере реорганизация должна была передать функцию надзора и регулирования деятельности пенсионных фондов и фондов операций с недвижимостью в руки НКЦБФР. Согласно замыслу, в одном регуляторе будет сконцентрирован и надзор, и регулирование деятельности фондов. Вот только как "разрулить" вопрос с фондами, которые перестали выполнять свои обязательства перед вкладчиками, до сих пор неизвестно.
Украинцам не привыкать к тому, чтобы быть обманутыми вкладчиками. История многих обанкротившихся банков в достаточной мере закалила наших сограждан. Вот только если банки – это дело добровольное, то что касается НПФ, то с одним из них нанятому работнику непременно придется иметь дело, ведь "трудящихся" обяжут перечислять определенный процент от зарплаты в накопительный фонд. Разумеется, подобное произойдет не сразу на следующий день после 1 января, однако роль государственного пенсионного фонда будет постепенно сводиться к минимуму.
Высокая инфляция в Украине – главный фактор риска, ведь что будет с "длинными" деньгами (т. е. теми, которые будут востребованы через десятилетия), предсказать не сможет никто. Их можно было бы вложить "с умом" в экономику страны, ее инфраструктуру и акции прибыльных предприятий, вот только хватит ли "ума" у ответственных за внедрение накопительной системы лиц?
Еще более оптимальный вариант заключался бы в том, чтобы вклады НПФ инвестировались в валюту и золото, а также – в ценные бумаги ведущих западных государств, однако украинская власть не пойдет на кредитование чужих экономик, предпочитая гробить собственную. Таким образом, сохранность вложений в пенсионные фонды гарантировать не может никто. Как в силу крайне слабой и нестабильной гривны, так и в силу отсутствия "смотрящего" (в хорошем смысле этого слова!) за правильным и продуктивным оборотом денег, поступающих на счета НПФ.
Впрочем, если верить в лучшее, то остается принять как данность обещание госаппарата Украины очень жестко следить за оборотом средств в НПФ и свести количество потенциальных банкротов к минимуму. Кроме того, определенный опыт работы у НПФ уже есть, а значит, есть и от чего отталкиваться. Во всяком случае без подобной веры довольно тяжело, а еще тяжелее (и даже невозможно) законсервировать существующий статус кво. Существующая солидарная система – как Карфаген – должна быть разрушена, и это единственная ясность во всей этой истории.
В данной публикации использованы материалы из статьи  Михаила Поживанова на сайте 112.ua.
Михаил Поживанов - украинский политик и ученый. Народный депутат Украины 2-го, 4-го, 5-го и 6-го созывов. Доктор технических наук (с 1994), профессор (с 1996). Председатель Фонда муниципальных реформ «Магдебургское право».
Читайте также на эту тему:
Пенсионная программа без финансовых рисков
Какая пенсия буде в Украине через 20 лет?
Труд и его цена
Человек бежит по жизни...

Комментариев нет:

Отправить комментарий